Вестник «Трезвой России». Выпуск №6 (18 июля 2004 года)
|
В первом полугодии этого года в России было произведено 63,25 млн.
декалитров водки и ликероводочных изделий, сообщает "Монитор". По
сравнению с соответствующим периодом прошлого года этот показатель
возрос на два с половиной процента. По предварительным данным
Национальной алкогольной ассоциации, выпуск этилового пива вырос на
3,2%, составив 34,45 млн. декалитров, виноградных вин - на 11,2%,
достигнув 15,5 млн. декалитров. При этом один из российских лидеров
пивоварения - комбинат "Очаково" - планирует увеличить свое производство
соков и сокосодержащих напитков на 70% - до полутора миллионов
декалитров. По словам директора по продажам комбината Вячеслава
Меркулова, "сегмент сокосодержащих напитков обладает большим
потенциалом, поскольку эти напитки удачно сочетают в себе свойства
категорий-лидеров - соков, минеральной и питьевой воды, спрос на них
будет только расти". В целом, по мнению аналитиков, в 2003 году объем
рынка соков приблизился к 2 млрд. литров, при этом рынок "еще очень
далек от насыщения".
Федеральная антимонопольная служба Татарстана предъявила претензии к
пивоваренной компании "Красный Восток", сообщает "Коммерсантъ". По
мнению антимонопольщиков, рекламный ролик "Туалет" дискредитирует
некоторых потребителей пива. Суть рекламного ролика, снятого в туалете,
заключается в том, что у молодого человека, потребляющего 600-граммовую
упаковку пива, некое "то, что надо" на 20% больше, чем у потребителя
стандартной поллитровой бутылки. 31 мая антимонопольщики потребовали от
"Красного Востока" снять ролик с эфира. Несмотря на удовлетворение этого
требования, ФАС решила возбудить против пивоваров дело по нарушению трех
статей Закона "О рекламе" и наложить официальный запрет на трансляцию
ролика. По мнению антимонопольщиков, реклама "Красного Востока"
дискредитирует людей, потребляющих меньшие объемы пива, обсуждает
интимные проблемы, а также утверждает, что рекламируемый товар может
воздействовать на физиологические параметры. В свою очередь пивовары
утверждают, что именно этот их рекламный ролик получил диплом Киевского
фестиваля рекламы и, следовательно, должен удовлетворять всем законным
требованиям. Дело будет слушаться 20 июля, сообщает газета.
По проведенным в этом году исследованиям,
лидерами продаж российского пивного рынка стали самые дешевые сорта пива
стоимостью до
11 рублей за бутылку, называемые "народными" или "дисконтными". Как
сообщают "Ведомости", дисконтное пиво в первые пять месяцев этого года
занимало 20,5% российского пивного рынка. Безусловным лидером даже среди
"дисконтного" пива является "Жигулевское", бессменно присутствующее на
рынке с середины 1930-х годов. Как отмечает гендиректор агентства
"Бизнес Аналитика - Розничный аудит" Мария Ванифатова, на него
приходится 16,7% продаж в "народном" сегменте. За "Жигулями" следует
марка "Красный Восток" - 12,9% продаж, Bag-Bier (6,5%), а также
"Уральский мастер" ("Челябинскпиво") и "Ячменный колос" - две последних
марки контролируют примерно по 6% продаж в сегменте. По мнению
аналитиков, рост продаж низкоценового сегмента пива связан с
переключением на него внимания крупных производителей, в том числе
"Балтики". При этом пресс-секретарь питерского гиганта Алексей Кедрин
подчеркнул, что "Жигулевское" вышло в лидеры без какой-либо рекламной
поддержки. По данным исследования, уменьшились доли продаж пива в
ценовом сегменте 11-14 и 14-17 рублей, а продажи дорогого пива (17
рублей и выше) выросли незначительно. Сегмент импортного пива - 0,3%
всего российского рынка - практически не изменился, отмечает газета.
"ПИТ" нальет россиянам "Баварии"
«Пивоварни Ивана Таранова» к 2007 г. планируют занять существенную долю на рынке дорогого лицензионного пива за счет Bavaria и Bitburger
Группа компаний «Пивоварни Ивана Таранова» к середине 2007 г. планирует увеличить собственную долю на рынке лицензионного пива в РФ с 6% до 20%. Как сообщил на этой неделе журналистам на пресс-конференции директор по маркетингу группы «ПИТ» Илья Серов, компания, в частности, намерена занять 5% рынка лицензионного пива за счет марки Bitburger, остальные 15% - за счет бренда Bavaria. Между тем эксперты сомневаются в успехе заявленных компанией планов. Дело в том, что 10 лет назад голландская марка Bavaria импортировалась в Россию и продавалась по вполне доступной цене. Такой она и осталась в умах потребителей. Сейчас же группе «ПИТ» придется всерьез заняться перепозиционированием этого бренда и вести довольно агрессивную политику с целью к 2007 г. занять довольно существенную долю на пивном рынке за счет этой марки в дорогом премиальном сегменте.
Группа компаний «Пивоварни Ивана Таранова» образована в 1998 г. на базе дистрибуторской компании North Winds Brewing Co. (работает в России с 1992 г.). За время своего существования группа инвестировала в производство пива в России более 70 млн долларов. В холдинг входят три пивоваренных завода - в Калининграде, Новотроицке и Хабаровске («Амур-пиво»), а также собственная дистрибуторская компания «Северные Ветры Дистрибьюшен», включающая 24 филиала по всей территории России. Помимо пива, производимого компанией (марки «ПИТ», «Три Медведя», «Доктор Дизель» и др.), ГК «Пивоварни Ивана Таранова» выпускает лицензионные марки Goesser, Bavaria, Bitburger. В свою очередь, предприятие группы North Winds Brewing Co. имеет эксклюзивные права в России на продажу импортируемых известных западных марок - Corona Extra, Fosters,
Kirin, Budweiser, Edelweiss.
На днях группа «ПИТ» впервые за годы своего существования провела пресс-конференцию и сразу заявила о своих амбициозных планах по поводу завоевания пивного рынка в сегменте лицензионного пива. Компания планирует в среднесрочной перспективе, к середине 2007 г., увеличить собственную долю на рынке лицензионного пива в РФ с 6% до 20% при общем объеме выпуска пива компанией до 60 млн дал с 2006 г. Через три года группа «ПИТ» намерена занять 15% этого сегмента за счет марки Bavaria, а остальные 5% - за счет Bitburger (в декабре 2003 г. компания подписала лицензионное соглашение с немецкой группой Bitburger на выпуск пива под одноименной маркой). «Уже к концу 2004 г. мы планируем довести до 5% рыночную долю марки Bavaria (с апреля с.г. производится на мощностях Калининградского завода группы по лицензии компании Bavaria N.V.)», - сообщил журналистам директор
по маркетингу группы «ПИТ» Илья Серов. По совместным данным маркетингового агентства «Бизнес-Аналитика» и группы «ПИТ», в настоящее время доля немецкой марки Bavaria на российском рынке составляет 0,6%. Также предполагается, что до конца 2004 г. марка Bitburger сможет занять не менее 1% лицензионного сегмента в России. При этом г-н Серов напомнил, что прежде в марочном портфеле ПИТа отсутствовали бренды «признанного пивного происхождения», то есть немецкого или чешского.
По мнению участников рынка, то, что группа «ПИТ» делает ставку на развитие своего бизнеса в лицензионном сегменте пивного рынка, объясняется динамичным развитием данной ниши. Согласно данным маркетингового агентства «Бизнес-Аналитика» и группы «ПИТ», российский лицензионный рынок является лидером по темпам роста: за год его доля в структуре пивного рынка увеличилась на 65% - с 3,1% до 5,1%. Емкость лицензионного сегмента оценивается на уровне 650-700 млн долларов. «На сегодняшний день это очень привлекательный рынок. При этом высокорентабельный», - сказала RBC daily аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина. «Кроме того, российским компаниям, которые начали работать на пивном рынке позднее других (как и группа «ПИТ») и хотят отвоевать какую-то существенную его долю, удобно работать по лицензионным схемам.
Они имеют возможность продвигать на рынке известные западные бренды, которые ассоциируются у потребителя с хорошим качеством», - добавляет эксперт РБК Надежда Геращенко. В то же время в самой компании свой интерес к лицензионной нише объясняют иначе. «Эффект интереса производителей к лицензионным сортам мотивирован высокими ввозными пошлинами на импортное пиво, доля которого на сегодня не достигает и 0,5% в структуре продаж пива в РФ», - пояснили журналистам представители «ПИТ».
Несмотря на то, что нынешний расклад на пивном рынке кажется выгодным для развития бизнеса именно в лицензионном сегменте, эксперты все же сомневаются в успехе заявленных группой «ПИТ» планов. «Возможно, что за счет марки Bitburger, которая позиционируется в премиальном сегменте, им и удастся занять 5% этого сегмента, но завоевать 15% рынка за счет Bavaria - навряд ли», - выражает свое мнение Наталья Загвоздина. Дело в том, что этот лицензионный бренд, импортировавшийся в середине 1990-х гг. этой группой и занимавший второе место по объему продажи после пива «Балтика», остался в умах потребителей как недорогое и доступное пиво. Между тем свою лицензионную продукцию сейчас практически все российские пивовары - в том числе Калужская пивоваренная компания (разливает марки по лицензии SAB Miller), компания «Балтика» (Carlsberg) - позиционируют в
премиальном или в верхнем среднеценовом сегментах. «Конечно, с целью перепозиционировать марку Bavaria группа «ПИТ» обеспечит ей активную рекламную поддержку, но чтобы занять запланированную компанией долю, ей придется вести очень агрессивную политику на рынке», - говорит г-жа Загвоздина.
Отдел компаний
Наталья Смирнова
С 2005 года подорожают алкоголь и сигареты
http://www.polit.ru/news/2004/07/13/alcogol.html
С 2005 года Минфин планирует увеличение акцизов на пиво, крепленые
вина и дорогие сигареты. Так чиновники отреагировали на настроения
отечественных потребителей. По мнению газеты "Время новостей",
правительство в данном случае занимается "точечным изъятием" налогов у
отдельных групп населения. То есть, используя ситуацию на рынке,
пытается повысить свои доходы. Причина повышения акцизов на пиво связана
с популярностью этого напитка. Крепленое вино и дорогие сигареты в
Минфине считают предметами роскоши. Что же касается цен на водку и
низкоградусные вина, то на них акцизы будут расти с пределом инфляции.С
1 января 2004 года правительство уже повышало акцизы на алкогольную
продукцию. Однако тогда речь шла в основном о крепкой алкогольной
продукции. Акцизы на пиво были проиндексированы даже ниже
прогнозируемого уровня инфляции (на уровне 10%). Как отмечает РБК, на
практике собираемость акцизов с алкогольной продукции в РФ в последние
годы снижалась. Так, в 2002 году сокращение составило 6,4% по отношению
к показателям 2001-го. В мировой практике акциз взимается с товаров
массового потребления. Акцизы - это косвенные федеральные (обязательные
к уплате на всей территории страны) налоги, включаемые в цену товара и
оплачиваемые покупателем. Акцизы применяются в РФ с 1 января 1992 года.
"Балтика" начинает покорять Англию
http://www.polit.ru/news/2004/07/12/baltangl.html
Российское пиво "Балтика №3" появилось в продаже в пивных барах
Великобритании. Как пишут "Ведомости", продажу "Балтики" в Британии
начали с 1 апреля российский концерн и местная фирма Scottish &
Newcastle. "Тройка" позиционируется на Британских островах как "ледяное
пиво в ультрапремиальном сегменте". По словам директора по экспорту
"Балтики" Дмитрия Кистева, в пабах Лондона, Эдинбурга и других городов
были установлены 100 фирменных холодильников российского концерна.
"Балтика" продается в стандартной для России, но необычно большой для
британцев поллитровой упаковке и стоит 6-7 долларов - на 15% дороже
местных Guinness или Kilkenny. "Идите и пробуйте, если сможете его
найти. И будете одними из самых крутых парней в городе", - гласит
реклама российского пива. По словам г-на Кистева, цель акции заключается
в том, чтобы "приучить" к российским сортам пива иностранцев. До этого,
отметил он, пиво из России пользовалось спросом лишь у эмигрантов из
бывшего СССР, в связи с чем доля экспорта у "Балтики" составляет около
6% от производства. На "Балтике" планируют через 2-3 года экспортировать
не менее 15% своего пива, из которых минимум 5% - в страны дальнего
зарубежья, отметил директор, и в рамках этой стратегии осенью Scottish
& Newcastle начнет продажи "Балтики" в Германии. "Сейчас компании
разрабатывают стратегию продвижения на немецком рынке", - говорит
Кистев. В настоящее время, сообщает газета, уровень продаж пива из
России весьма невелик. По словам одного из лондонских барменов,
ежедневно его бар продает 5-10 бутылок русского пива. Обычно его
спрашивают любители редких сортов, а русские в баре "обычно предпочитают
"Балтике" водку". Однако по мнению местных специалистов, продажи
русского пива в Англии могут оказаться перспективными, и успех проекта
зависит в первую очередь от рекламы.
Дума высказалась за подорожание пива и напитков
Ежегодное и в общем-то рядовое событие - индексация акцизов - тем не менее стало своеобразным рейтингом социальных предпочтений правительства. Акцизы на автомобили, нефтепродукты, спирт и водку с января 2005 года будут увеличены лишь на индекс инфляции, то есть на 8%. Пиво, крепленые вина и дорогие сигареты будут облагаться повышенными налогами на потребление. Пиво - из-за большой популярности у населения. Вина же и сигареты в понимании Минфина, видимо, относятся к предметам роскоши.
Акцизы на водку возрастут лишь на размер инфляции, зато повышенные отчисления введены для любителей крепленых вин. Потребительские сборы с натурального вина первоначально предполагалось даже снизить, но в последний момент было решено оставить акцизы на низкоградусные вина на нынешнем уровне.
Игры вокруг табачных акцизов не привели к радикальной победе ни той, ни другой стороны. Правительство не пошло на уступки ни производителям дешевого табака, ни производителям дорогого. Правда, в цене дешевой продукции акцизы после повышения будут весить чуть-чуть меньше, чем в пачке дорогих сигарет.
Для конечного потребителя повышение акцизов обойдется в 16 - 30 копеек с пачки сигарет и в 1 - 2 рубля с бутылки дорогого вина. С одной стороны, мелочь, а с другой - стимул для смены ценников в магазинах, которые никогда не упускают возможности повысить розничные цены, кивая на налоги.
На одном из последних пленарных заседаний Дума определила, по какой системе будут взиматься табачные акцизы с 1 января 2005 года. В решающей схватке победила точка зрения, лоббируемая производителями сигарет низшего и среднего ценового сегмента, -- победу празднуют небольшие российские табачные фабрики вроде "Донского табака", а также British American Tobacco (BAT). Соболезнования принимают Philip Morris и Japan Tobacco International (JTI). Остроты в битву табачных лоббистов добавлял тот факт, что в России продолжается кризис перепроизводства сигарет и конкуренция обострилась до предела.
До 2003 года действовала фиксированная ставка табачного акциза для каждого класса сигарет. Подобная система (ее называют специфической) была выгодна пришедшим в Россию крупным транснациональным компаниям, выпускающим дорогой табак. Ведь чем дороже твои сигареты, тем меньше в них доля акциза.
С 2003 года вступила в силу смешанная ставка табачного акциза, состоящая из двух частей: специфической (фиксированной) и процентной (адвалорной). Это означает, что сегодня за каждую тысячу сигарет с фильтром платится акциз 60 руб. плюс 5% отпускной стоимости продукции. Понятно, что 5% для Marlboro -- это полтора рубля налога, а для ростовской "Нашей марки" всего 20 копеек.
Накануне очередного пересмотра акцизов производители дорогих сигарет лоббировали предложение вернуться к старой специфической системе, повысив фиксированную ставку с 60 руб. до 105. Их противники настаивали на сохранении нынешней смешанной системы, а также на индексации адвалорной части до 7--10%.
В итоге Госдума решила оставить прежнюю смешанную систему акцизов, чуть увеличив ее адвалорную составляющую.
Как заявил директор департамента по корпоративным вопросам Philip Morris Алик Туйгунов, «принятое Госдумой во втором чтении решение об увеличении адвалорной составляющей с 5 до 8% и введение требования о том, что в сумме налог должен составлять не менее 20% от отпускной цены, идут вразрез с логикой отказа от оборотных налогов и фактически переводят акцизное налогообложение сигарет в режим чистого адвалора, как это было до 1997 года, когда ее заменили на более эффективную специфическую систему».
«Придумать идеальную систему табачных акцизов вряд ли удастся, слишком много в этом вопросе заинтересованных сторон с противоречивыми интересами», - считает заместитель гендиректора "Донского табака" по финансам Сергей Борцов. «В этом году в отпускной цене недорогих сигарет (5-6 руб. за пачку) акциз доходит до 40%, а в сигаретах стоимостью свыше 25 руб. доля акциза составляет всего 8%, - говорит г-н Борцов. - Причем разговоры о том, что увеличение налоговой нагрузки на дешевые сигареты заставит курильщиков переключиться на более качественные, дорогие марки, совершенно не отражают ситуации, главным фактором все еще высокого потребления недорогих сигарет является низкий уровень жизни значительной части наших сограждан».
Анонимное анкетирование молодежи и подростков
провела наркополиция и отдел по делам несовершеннолетних УВД областного
центра Сахалина и Курил. Возраст опрошенных от 12 до 18 лет.
Как сообщили в понедельник РИА "Новости" в пресс-группе управления федеральной службы наркоконтроля по области, выяснилось, что каждому десятому предлагалось попробовать дурманящие вещества.
Примерно 75 процентов респондентов из числа тех, кому предлагались наркотики, признались, что не смогли отказаться от первой пробы. Каждый четвертый участник опроса сообщил, что у него есть знакомые, попробовавшие наркосодержащие вещества.
Половина респондентов считает, что на первую пробу наркотиков несовершеннолетних толкает любопытство. Страх перед жизненными трудностями и конфликтами также может подтолкнуть к употреблению наркотиков, убеждены 15 процентов. Остальные высказались за то, что мотивом может служить как безделье, так и стремление следовать традициям компании и подражательство.
Экстремисты закидали гранатами алкогольные магазины в Багдаде
http://www.polit.ru/news/2004/07/11/bagalk.html
В Багдаде неизвестные забросали гранатами ряд оптовых магазинов по
продаже спиртных напитков. Как сообщил РИА "Новости" источник в местной
полиции, нападение было совершено сегодня днем в городском районе
Камп-Сара. В результате оперативных действий полицейским удалось
захватить пятерых участников терактов.
По свидетельству очевидцев, задержанные публично поклялись
"вернуться и покарать смертью тех, кто нарушает мусульманские законы".
Согласно источнику, террористы, которым удалось скрыться с места
преступления, захватили в заложники племянника одного из владельцев
магазинов.
|
|
|
|
|